Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
�зображения:
  • 603003, г. Нижний Новгород, ул. Культуры, д.1
  • (831)225-42-26
  • 8312254226@mail.ru, l82_nn@mail.52gov.ru

Родителям

Особенности взаимодействия с подростками в современных социокультурных условиях

1. Особенности современных подростков.

«Современные дети по-другому воспринимают мир», «мыслят по-другому», «проявляют агрессию, когда их заставляют что-то делать», «не хотят выполнять указания взрослых», «они требовательны и настойчивы», «очень подвижные и гиперактивные» – пишут родители и воспитатели в анкетах. Вот уже несколько лет Н.А. Горлова проводит мониторинг мнения родителей и педагогов об особенностях современных детей.

С одной стороны, они демонстрируют уникальные способности, быстро схватывают информацию, легко общаются с информационными носителями (компьютером, игровыми приставками, плеерами и пр.), а с другой стороны, за последнее время резко увеличилось число детей с ослабленным здоровьем, с ММД (минимальной мозговой дисфункцией – замедленным развитием отделов мозга), с синдромом нарушенного внимания или гиперактивностью, с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Подростки – это дети, которые находятся на пути к взрослой жизни. Современные подростки живут в очень сложном мире, который, конечно же, отличается от того, в котором жили их родители в подростковом возрасте.

Подростковый возраст, рожденных, например, в 60-70-е годы ХХ века проходил в существенно иных условиях. Формирование системы нравственных ориентиров, ценностных ориентаций осуществлялось в границах социума, в котором существовало достаточно определенное понимание «правильного» и «неправильного», добра и зла. Не вдаваясь в обсуждение «правильности» тогдашнего «правильного», отметим лишь, что понимание существовало. А это давало своеобразную точку отсчета для формирования собственного мировоззрения, собственной системы ориентиров. Сегодняшние подростки социально и нравственно дезориентированы.

В условиях советского прошлого функции встраивания подростка в общество выполняли пионерская и комсомольская организации, которые были частью мощной государственной машины, повторяя ее бюрократическое устройство. Участвуя в выборах совета отряда, в пионерских сборах, комсомольских собраниях, сдавая планы и рапорты, получая поощрения и взыскания, подростки в деятельности осваивали устройство взрослого общества, его социальных институтов.

При поддержке государства они встраивались в тоталитарную, одну на всех, но ясную и понятную систему культурно-общественных идеалов. В качестве примеров «идеальной взрослости» можно привести набор плакатов с описаниями подвигов комсомольцев-героев, барельефы и мозаики, изображающие сталевара, инженера, учителя и т.д.

Сейчас создается впечатление, что специальную работу в этом направлении ведут только криминальные структуры, разветвляя сеть дворовых полукриминальных сообществ, создавая у части подростков представление о могуществе криминала и его нормативных рамок – жизни «по понятиям».

Кроме того, отличие условий развития современных подростков заключается, во-первых, в количестве информации, которое обрушивается на их голову через различные СМИ (это и радио, телефоны, телевизоры, компьютеры). Эта «технологическая» реальность дает подросткам связь с миром, а миру дает возможность влиять на них. И поэтому современный подросток находится под влиянием стольких культурных стимулов, сколько его родители не могли себе и вообразить.

Далее, немаловажным фактором является то, что подросток знает о человеческой жестокости гораздо больше. Современные фильмы, романы, песни полны сценами насилия. Подростки видят насилие не только в кино и средствах массовой информации, многие из них испытали его на личном опыте. Они видели, как их отцы бьют матерей, или их самих обижали отцы, отчимы и другие взрослые. Большая часть подростков признается, что они часто наблюдают сцены насилия в школе.

Некоторые подростки сами совершают акты насилия, в том числе убийства. Уровень убийств среди молодежи постоянно растет. Насилие становится частью нашей жизни, и современный подросток интеллектуально и эмоционально вовлечен в него больше, чем предыдущие поколения.

Следующий немаловажный фактор современного подростка – это непрочность современной семьи. Недавние исследования семей показали, что четверо из десяти подростков живут с одним из родителей. В восьми случаях из десяти отсутствует отец. 20 % подростков в нашей стране живут с отчимами или взрослым мужчиной, сожительствующим с матерью. Сегодня подростки редко живут в большой семье: с бабушками, дедушками, дядями и тетями. Ввиду возрастания подвижности людей, семьи часто живут очень далеко от старших поколений. Раньше соседи могли заменить родителей, присматривать за детьми, но сегодня редко кто поддерживает тесные взаимоотношения с соседями. Современные дети лишены такого присмотра. В прошлом подростки могли положиться на родственников, здравомыслящих соседей и общественные организации. Сегодня они лишены такой поддержки.

Отличие подростков очень видно сегодня и в насыщенной сексуальной атмосфере. Наши подростки живут в мире, где нет никаких правил, связанных с сексом. Из-за того, что кино, пресса, музыка отождествляют секс с любовью и изображают его как обязательную часть полноценных отношений между людьми, значительное число современных подростков ведет сексуально активный образ жизни. Секс в наши дни стал неким божеством, причем способов поклонения ему столько, что трудно даже представить. И поэтому в этом мире современный подросток должен справляться с проблемами своей развивающейся сексуальности.

Наконец, современный подросток живет в мире, который можно было бы назвать пострелигиозным. В области религии и морали сегодня все подвергается сомнению. Если в прошлом большинство людей могли отличить нравственное от безнравственного, то сейчас целое поколение растет без определенных моральных ценностей. Они размыты. Подростку часто говорят, что он может делать то, что нравится. Понятие зла относительно. Современное поколение не представляет себе четко, что такое хорошо, а что такое плохо.

С. Кривцова пишет, что по материалам исследования современных подростков, проведенного Центром социально-психологической адаптации подростков "Генезис" традиционные для сегодняшней школы ценности «творчество, познание, активная деятельная жизнь» отсутствуют в сознании подростков как ценности. Особенное неприятие вызывает «активная деятельная жизнь». Не надо думать, однако, что подростки не активны или не деятельны. За этим статистическим фактом, скорее всего, стоит убеждение в том, что своим трудом и талантом нельзя «пробить дорогу в жизни», добиться достойного положения и материального благополучия.

Кроме этого, в личном опыте подростка, как правило, отсутствует переживание успеха как личного достижения, личной победы, заработанной с помощью собственной активности. Это не случайно, поскольку в современной постсоветской педагогике сохранились прежние установки на подчеркивание неудач и ошибок учеников при почти полном игнорировании их побед и достижений (в отличие от западной поддерживающей парадигмы, в которой акцентируются любые самые незначительные успехи), этот же стиль воспитания присутствует, к сожалению, в большинстве семей. Еще одна причина, которой можно как-то объяснить факт неприятия активности и пресыщенности «активной деятельной жизнью» - это проекция современной жизни их собственных родителей, напоминающей «гонки на выживание». Подростки сталкиваются с наиболее неприглядными сторонами такой активной жизни, постоянной усталостью и раздражительностью родителей, безразличием к психологическим проблемам детей, переживанием своей беспомощности и тревоги за завтрашний день.

«Подростки о родителях» показывают, что в семьях отсутствует атмосфера теплоты и интимности в отношениях родителей и детей. Поразительны данные о том, что каждый шестой подросток (из полной семьи) испытывает эмоциональное отвержение со стороны обоих родителей. Наиболее типично - враждебно-непоследовательное отношение родителей в сочетании с их психологической автономией. Подростки переживают его как отношение «не до тебя». В наше время взрослым не хватает ни материальных, ни физических сил на то, чтобы быть родителями собственным детям.

На первое место подростки ставят мирную семейную жизнь, на второе - материальное благополучие и на третье... здоровье. Три первые места в рейтинге значимости занимают те же три ценности, которые подростки представляют как наименее доступные в будущем. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью закономерно порождают внутренний конфликт, ещё один источник стресса. Если включение «семейного счастья» и «материального благополучия» в шкалу ценностей можно объяснить, то «здоровье» как одна из высших ценностей вызывает удивление. Подростки ещё вполне здоровы и по психологическим закономерностям своего возраста любят рисковать здоровьем. Почему же такой высокий рейтинг? Современные социальные реалии определили отношение подростков к своему здоровью в будущем. Это отношение коротко можно сформулировать так: они боятся его потерять, но почти уверены, что так и будет.

Когда в обществе нет среднего класса, когда есть очень бедные (вымирающие) и очень богатые (которых, кстати, часто убивают), подросток реально боится в будущем не выдержать «жизненной дистанции», просто не выжить.

Вместе с этим в жизни подростков существуют и нормальные подростковые ценности: любовь (особенно у восьмиклассников), интересная работа, друзья, уверенность в себе. Большинство из них не чувствуют себя одинокими, а высокая тревожность отмечена только у девятиклассников.

В описанном выше социальном контексте понятными становятся данные о коммуникативных проблемах подростка. Современные подростки теряются в провокационных, задевающих, угрожающих ситуациях, выбирая либо подчинение, либо ответную агрессивность как стиль своего ответа. Другой тип ситуаций, в которых преимущественно выбирается неконструктивный стиль поведения, как ни странно, это ситуации, когда другому нужна поддержка или когда сам нуждаешься в поддержке. Эти последние данные говорят, на наш взгляд, не о закрытости и недоверчивости подростков (ибо они, и психологи это отлично знают, открыты и доверчивы). Они скорее эксплицируют мнение, бытующее в нашем обществе и транслируемое напрямую от старшего поколения к младшему. Нельзя проявлять твёрдость в отстаивании своих прав, лучше уступить. Нельзя показывать другому, что тебе плохо – «это не удобно». «Стыдно» чувствовать боль. Приличный человек не чувствует гнева или ненависти и уж во всяком случае их не проявляет. И так далее... В половине ситуаций коммуникативный стиль подростков уверенный, вторая же половина ситуаций, с неправильными реакциями, показывает подавляющее преобладание зависимого поведения над агрессивным. Конечно, это не означает, что подростки в большинстве своём пассивные жертвы, просто они как на контрольной работе пишут то, что им кажется одобряемым, то есть одобряемое взрослыми поведение, по их мнению, пассивно-зависимое, это тем более впечатляет, поскольку все ситуации исследования касаются общения со сверстниками, а не со взрослыми.

В исследованиях подтверждается гипотеза о том, что современных детей слишком много развлекают, в результате они не умеют сами себя занять, избегают встречи с самими собой, от чего, в свою очередь, своего внутреннего мира совершенно не знают и даже боятся.

Итак, социальные условия, в которых живут современные подростки, действительно значительно отличаются от тех, которые долгие годы определяли особенности становления их воспитателей. Они менее ориентированы на профессиональное становление и больше на счастливую и обеспеченную семейную жизнь, от души не любят «активной жизни», не понимают смысл слов «творчество» и «познание», наконец, их попытки размышлять о будущем после школы вызывают всплеск личностной тревожности.

В этих условиях особую ценность приобретают умения взрослых (родителей, педагогов) выстраивать систему отношений с подростками.


2. Рекомендации по организации взаимодействия с подростками

При выборе методов и средств в процессе целенаправленного формирования убеждений у подростков предпочтение должно быть отдано тем, которые непосредственно связаны 

а) с общением как со сверстниками, так и со «значимыми взрослыми»;

б) с практической общественно-значимой деятельностью, дающей широкие возможности для нравственного выбора.

В. Сатир, чтобы заложить основы изживания подросткового кризиса, предлагает следующие рекомендации:

1. Взрослым надо четко изложить подростку свои страхи и опасения, чтобы он мог их понять.

2. Подросток должен честно рассказать о том, что происходит с ним, о своих страхах и постараться сделать так, чтобы ему поверили. Он должен знать, что его выслушают без критики и осуждения.

3. Взрослому надо показать свою готовность слушать и понимать, что вовсе не означает прощения. Оно просто создает твердую основу, на которой можно строить дальнейшие отношения.

4. Подросток должен объяснить родителям, что нуждается в том, чтобы они выслушали его, но не давали советов, пока он сам не попросит их этом.

5. Взрослым необходимо понять, что подросток вовсе не должен обязательно следовать советам старших.

Только при учете всего этого возможен осмысленный диалог между двумя равноправными людьми – взрослым и подростком – и в дальнейшем развитие его новых, конструктивных форм поведения.


3. Памятка для родителей

Уважаемые родители!

Оглянитесь на себя, оцените своё отношение к ребёнку, своё собственное поведение, свои методы воздействия. Попытайтесь строить их на основе предлагаемых нами принципов:

  • Соблюдайте принципы равенства и сотрудничества с детьми 

  • Если не знаете, как воздействовать – остановитесь! 

  • Устраните из вашего общения с детьми те способы или формы воздействия, которые вызывают у них протест или негативную реакцию 

  • Исключите свои отрицательные эмоции в момент вашего с ребёнком разговора. Настраивайтесь перед беседой, заряжайтесь добрыми чувствами к нему, заражайте его радостью, светом, теплом!

Приёмы, недозволенные родителям в общении со своими детьми

  • Не унижай ребёнка 

  • Не угрожай 

  • Не вымогай обещаний 

  • Не опекай излишне 

  • Не говори слишком много 

  • Не потакай ребёнку 

  • Не требуй того, что не соответствует возрасту ребёнка 

  • Не морализируй 

  • Не лишай ребёнка права оставаться ребёнком

Будь последователен в своих требованиях!

Самое главное для ребёнка – это навыки общения с близкими людьми, с людьми разного пола, возраста, разных профессий, разнообразных интересов и потребностей. Семейное общение осуществляется в условиях особого эмоционально-психологического климата: проникнуто чувством родительской заботы и любви, ответным чувством детей к родителям, и, следовательно, наиболее полно отвечает потребностям эмоционального развития ребёнка. Семейное общение реализуется в совместном домашнем труде и различных формах проведения досуга. Именно в общении проявляется всё разнообразие методов семейного воспитания.

Испытанный метод воспитания – личный пример родителей.

Любовь родителей друг к другу – лучшая школа воспитания детей, школа их подготовки к будущим семейным отношениям. Дети, обделённые наглядным образцом эмоциональной жизни родителей, растущие в неблагополучной семье, обделены и полноценным воспитанием.

Воспитать высокие нравственные качества у своих детей можно только своей порядочностью, искренностью, простотой, правдивостью.

Каждый ребёнок должен ощущать свою нужность, полезность для близких. Соблюдение традиций обогащает эмоциональную жизнь семьи, сплачивает её, поднимает её престиж в глазах ребёнка.


4. Советы родителям на каждый день

Советы родителям детей начальной школы на каждый день

1. Старайтесь замечать даже маленькое достижение ребенка в любом деле, в поведении, в отношении к окружающим.

2. Учитесь безусловно любить ребенка за то, что он есть, а не за то, что он отличник, способный или хороший помощник.

3. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом, через «я - сообщение»:

  • «Я разгневана тем, что … (ты пришел поздно домой)».

  • «Я расстроена тем, что … (ты не выучил уроки)».

  • «Мне не нравится, что … (ты устроил дома беспорядок)», и т.п.

4. Учитесь формировать навыки самостоятельности у ребенка:

- если ребенку трудно, и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему («давай вместе …»),

- личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом;

- по мере освоения ребенком новых навыков постепенно передавайте их ему на самостоятельное выполнение;

- постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответст-венность за личные дела Вашего ребенка и передавайте их ему (напри-мер: «Ты хорошо справляешься с подготовкой уроков по математике, теперь давай сам (сама)»);

- наберитесь мужества и позвольте детям сделать ошибки, чтобы они научились быть самостоятельными.

5. Важно сформировать с начала учебной деятельности хобби ребенка с учетом его желаний, а не желаний родителей.

6. Избегайте приказов, угроз, морали и нравоучений, оскорблений и вы-смеиваний при общении с ребенком.

7. В общении с ребенком используйте «я – сообщение», «я - чувство». Больше хвалите, поощряйте самостоятельную деятельность ребенка. Будьте его союзником в позитивных начинаниях и его другом.

8. Старайтесь не сравнивать ребенка с другими более благополучными детьми, меньше оценивайте его. Полюбите его недостатки, спросив себя: «Для чего моему ребенку лень?» («Для чего ему упрямство?» и т.п.)

Есть ли у Вас, дорогой родитель, такие же качества личности – недостатки? Для чего они Вам?

Работайте вместе с ребенком над собой! Развивайтесь вместе с Вашими детьми!


Советы родителям детей подросткового возраста на каждый день

1. Старайтесь замечать даже маленькое достижение ребенка в любом деле, в поведении, в отношении к окружающим.

2. Учитесь безусловно любить ребенка за то, что он есть, а не за то, что он отличник, способный или хороший помощник.

3. Важно сформировать у ребенка адекватную самооценку, уверенность в себе и своих силах:

- отмечайте позитивные черты личности Ваших детей, при этом дочери делайте комплименты, подчеркивая черты ее женственности, сыну говорите о его достоинствах.

Хвалите своих детей, когда у Вас просто хорошее настроение!!!

- не сравнивайте ребенка с другими, более благополучными, детьми;

- старайтесь не оценивать его, полюбите его недостатки, спросив  себя: «Для чего моему ребенку лень?» («Для чего ему упрямство?» и т.п.)

Есть ли у Вас, дорогой родитель, такие же качества личности – недостатки? Для чего они Вам?

4. Избегайте приказов, угроз, морали и нравоучений, оскорблений и высмеиваний при общении с ребенком.

5. В общении с ребенком используйте «я – сообщение», «я - чувство». Больше хвалите, поощряйте самостоятельную деятельность ребенка. 

6. Будьте союзником в позитивных начинаниях и его другом.

7. Дайте возможность ребенку общаться со сверстниками, сохраняйте  доверительные и искренние отношения с ребенком и его друзьями.

8. Важно сформировать у ребенка хобби с учетом его способностей и желаний, а не желаний родителей.

Необходимо уже в этом возрасте сориентировать ребенка на выбор будущей профессии.

9. Важно сформировать стрессоустойчивую личность. Для этого надо научиться способам совладающего со стрессом поведения и осознать, что же приносить в жизни удовольствие.

Умейте быть счастливыми, любите себя. С радостью проживайте все трудности вместе со своим ребенком. И с удовольствием взрослейте вместе с ним! 

Работайте вместе с ребенком над собой! Развивайтесь вместе с Вашими детьми!

  • Старайтесь замечать даже самое маленькое достижение ребенка в любом деле, в поведении, в отношении к окружающим.

  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми более благополучными, хвалите его за его успехи и достижения.

  • Если Вы не довольны ребенком, не спешите высказывать свое от-ношение к нему – бурная эмоциональная реакция помешает ему понять, за что на него сердятся.

  • Старайтесь кратко и точно излагать свои претензии к ребенку, т.к. большинство детей не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Слуховой канал отключается и ребенок перестает Вас слушать и слышать.

  • Никогда не ругайте ребенка за неумение, попытайтесь понять природу детских трудностей.

  • Наказание трудом, лишением еды – недопустимо.

  • Имейте в виду, что родитель, который сердится на ребенка за то, что чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что он болен.

  • Не забывайте сомневаться, помните, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка субъективна.

  • Не обольщайтесь – Вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка следовать Вашему примеру!