Школа начиналась так...
Сормовский завод начал отсчитывать четвертое десятилетие своего развития. Рабочие начинают понимать, что владеть грамотой им необходимо, так как продукция, выпускаемая заводом, все усложняется. Необходимость открытия школы осознают и хозяева завода: грамотный рабочий быстрее и лучше освоит свою профессию, принесет больше прибыли. И вот у администрации завода созревает решение: построить при заводе здание, в котором разместить и церковь, и школу. |
|
|
Утром 14 января 1885 года начался первый урок в Сормовской церковноприходской школе. С этого дня и начал свое существование лицей №82 города Нижнего Новгорода. В то время срок обучения ограничивался всего двумя годами. Класс девочек открыли в школе только в 1887 году. В него опять попали не все желающие: из 98 записавшихся девочек по жребию получили места в школе только 52. Восемь лет школа помещалась над трапезной храма, количество учащихся в ней не превышало 164 человек. |
Когда у попечительства скопилось 15 тыс. рублей, было принято решение о строительстве нового здания школы на углу улиц Старая Канава и Проездного переулка. |
|
Действительно, в школе было 408 детей, их обучали 7 учителей, жалованье у которых было в 2-3 раза выше, чем в других церковных школах. |
|
|
Школа была обеспечена пособиями и учебниками, имела библиотеки для учащихся и учителей. Расцвет школы и ее благополучие не стоили и копейки ни царскому правительству, ни владельцам завода. Школа полностью содержалась за счет рабочих и служащих завода. Учение, обеспечение учебниками и письменными принадлежностями было бесплатным. 1897 год - школа преобразуется в "двухклассную с ремесленным курсом" и церковноприходскую. Вводится преподавание элементарной геометрии, алгебры, физики, технического рисования и черчения, а также обучение слесарному и столярному делу. Оборудуются мастерские и чертежная комната. Срок обучения в школе определяется в шесть лет. Правление акционерного общества "Сормово" стало ассигновать на школу 5000 руб. ежегодно. |
Для девочек создано два класса с 6-летним сроком обучения. В дополнение к общеобразовательным предметам введено рукоделие, а для самых старших - преподавание дидактики, что давало право девочкам по окончании школы сдавать экзамен на звание учительницы школы грамоты. В 1901-1902 учебном году в школе обучается уже 1500 детей, количество учителей достигает 50. 26 мая 1902 года на пересечении Большой дороги и Александро-Невской улицы (ныне улицы Коминтерна и Баррикад) совершается закладка каменного здания. 9 октября 1903 года трехэтажное с полуподвалом здание школы было торжественно открыто. |
|
|
1917 год. По декрету Временного правительства все начальные школы с 1 сентября передаются в ведение Министерства народного просвещения. Школе присвоено название "Фабрично-заводская семилетняя школа № 7 памяти Баррикад 1905 года". В нижнем этаже здания были оборудованы столярная и слесарная мастерские, установлен токарный станок, а в маленькой комнате - наковальня, кузнечные меха и ванна для демонстрации процесса закалки металла. Спустя два года школы всех районов города Горького были переведены на единую нумерацию. Главной школе Сормовского района был присвоен новый номер 82. |
В конце 30-х годов в школе родилась хорошая традиция - проводить "Вечер школьных товарищей", или ежегодные встречи выпускников. Первый такой вечер состоялся в феврале 1937 года. Но добрую традицию нарушила война. |
|
Подвиг в тылу и на фронте | |
1941 год. Занятия пришлось начинать под одной крышей с коллективам двух, а потом даже и трех школ: № 82, 84 и 117. Но уже через месяц Государственный Комитет Обороны счел необходимым добротное здание школы № 82 передать военному училищу радистов. Зимой 1941 года, когда враг рвался к Москве, Горький стал прифронтовым городом. В школе было объявлено военное положение, все учащиеся разбиты на роты, взводы. Из педагогов и старшеклассников были назначены командиры этих подразделений. Самым старшим командиром стал завуч школы А.А. Рудов. Нелегкими были эти годы учения. Работали в четыре смены, а немного позднее и до конца войны - в три. Трудное было время. Но делать многое успевали тогда ребята. Старшеклассники вместе с педагогами потрудились на сооружении оборонительных рубежей вокруг города, работали на торфоразработках, на полях области. Ребята своими силами производили заготовку дров для школы, уборку и ремонт классных комнат. |
директор с 1941г. по 1968 г. |
|
1 сентября 1960 года школа начала в новом здании на улице Культуры. Состоялась торжественная линейка открытия нового здания. Первые слова горячей благодарности директор школы А.А. Рудов адресует самым почетным гостям сегодняшнего праздника - строителям. Хозяева здесь сегодня уже педагоги школы и школьники - свыше 1100 сормовичей. Немало труда вложили они в сооружение этого прекрасного здания. Свыше 20000 человеко-часов отработали ребята. А сколько потрудились учителя! |
Школа строилась по индивидуальному проекту. Типовой проект превратили в индивидуальный директор А. А. Рудов и учителя, приспособив его к требованиям учебного процесса, создав свою оригинальную планировку кабинетов и залов, их оснащение. Заранее был разработан и комплексный проект оформления интерьеров здания, выполненный учителем рисования и черчения. В 60-х годах школа стала признанным методическим центром преподавания точных наук.
Приказом Министерства просвещения РСФСР в г.Горьком в 1969-1970 учебном году школе № 82 дано указание организовать процесс с углубленным изучением математики и физики. |
|
Л.М. Раввина |
В 1970 г. работа педагогического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса была представлена на ВДНХ СССР. Для выставки была подготовлена целая серия докладов с методическими разработками ведущих педагогов, лучшие ученики также направили свои доклады. |
Отчет о работе педагогического коллектива школы в 1985-1986 уч. году занесён в Почетную книгу Обкома профсоюза работников просвещения. Школа начинает работать как опорная школа для образовательных учреждений города и области.
К 1987-1988 уч. году количество учащихся школы достигло 1320 человек. Школе присвоено звание коллектива, работающего на доверии. С 1988 года школа является базовой школой Управления народного образования, проводятся открытые уроки в рамках семинаров для слушателей факультета по подготовке и повышению квалификации организаторов народного образования ГГПИ им. М.Горького. Постановлением Администрации Сормовского района г. Н.Новгорода с 1 сентября 1992 года школа реарганизована в физико-математическую школу-лицей № 82.
Спецкурсы по профильным предметам начинают вести преподаватели вузов города. В апреле 1993 года для руководителей образования Сормовского района и города проведен семинар, на котором директор Мельникова А.П. представила опыт работы школы по организации НОУ. |
А. П. Мельникова |
Л. А. Косенкова |
В 1995-1996 учебном году школа-лицей № 82 реорганизована в лицей № 82 с углубленным изучением математики и физики.
В октябре 1996 года принимает участие в Первом Всероссийском фестивале-семинаре Проекта Ассоциированные школы ЮНЕСКО "Мы живем на одной планете", по итогам представления опыта работы на котором получает статус Ассоциированной школы ЮНЕСКО. В апреле 1997 года педагогический коллектив представляет Творческий отчет о своей деятельности по всем направлениям учебно-воспитательной деятельности руководителям образования города и области. Лауреатами премии гранта Сороса стали педагоги: учитель математики В.Ф.Самарина, учитель химии А.П.Семенчукова, учитель математики Н.Г. Харитонкина (Говорова). Лицей становится базовой школой ГУ ВШЭ. |
С 2001 г. лицей развивает систему социального партнерства с ведущими вузами России - ННГУ им. Н.Лобачевского, НГТУ, ГУ ВШЭ, НГПУ, МФТИ. Педагогический коллектив начинает участвовать в работе городской опытно-экспериментальной площадки по организации интегрированного преподавания экономики и математики в лицейских классах по программе "Формы интеграции экономики и математики в классах с углубленным изучением предметов естественнонаучного цикла". В лицее открываются и действуют по сей день группы очного обучения в ФМШ МФТИ, работают спецкурсы "Задачи с параметром", "Основы мультимедийных технологий", "Начертательная геометрия", "Решение нестандартных задач по физике и математике". |
Б.В. Яичников |