Основные рекомендации обеспечения безопасности учащихся лицея при возникновении угрозы террористического акта на территории учебного заведения
В последнее время отмечаются случаи обнаружения гражданами подозрительных предметов, которые могут оказаться взрывными устройствами. Подобные предметы обнаруживают в транспорте, на лестничных площадках, около дверей квартир, в учреждениях и в общественных местах. Как вести себя при их обнаружении? Какие действия предпринимать?
Основная цель настоящих рекомендаций — помочь персоналу учебных заведений правильно ориентироваться и действовать в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
Помните! Внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.п. Если обнаруженный предмет не должен, как вам кажется, находиться "в этом месте и в это время", не оставляйте этот факт без внимания.
Внешние признаки предметов, по которым можно судить о наличии в них взрывных устройств:
Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте, постарайтесь установить, чья она или кто мог ее оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю (машинисту).
Если вы обнаружили подозрительный предмет в подъезде своего дома, опросите соседей, возможно, он принадлежит им. Если владелец не установлен, немедленно сообщите о находке в ваше отделение милиции.
Если вы обнаружили подозрительный предмет в учреждении, немедленно сообщите о находке администрации.
Во всех перечисленных случаях:
Не трогайте, не вскрывайте и не передвигайте находку.
Не предпринимайте самостоятельно никаких действий с находками или подозрительными предметами, которые могут оказаться взрывными устройствами.
Родители и педагоги!
Вы отвечаете за жизнь и здоровье ваших детей. Разъясните детям, что любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность.
Действия по антитеррористической защищенности зданий учебных учреждений и средних школ
Территория вокруг учебного заведения (школы) должна хорошо просматриваться, не иметь густых зарослей, которые могли бы послужить укрытием при закладке взрывного устройства.
Территория вокруг школы и здание в вечернее и ночное время должны иметь достаточное освещение. В ночное время в здании школы необходимо иметь исправное дежурное освещение в коридорах и в подсобных помещениях.
Не рекомендуется у входа в здание, а также возле пожарных выходов устанавливать различного рода бытовки, сараи, гаражи.
В вечернее время желательно организовывать наблюдение сторожевой охраной, осмотр прилегающей территории следящих за посторонними гражданами, проникающими на территорию, бесцельно прогуливающимися вдоль периметра, брошенным автотранспортом, а также за предметами, оставленными без присмотра у ворот, входных и пожарных дверей в здание школы.
В особенности быть внимательными, если указанные предметы издают какие-либо звуки, если в них видны какие-либо провода. В этом случае необходимо предупредить администрацию учебного заведения и правоохранительные органы о возможной опасности и необходимости эвакуации учащихся и персонала. О любых подозрительных лицах или предметах необходимо сообщать в полицию.
Входная и пожарные двери в здании учебного заведения всегда должна быть укреплена и оборудована запорами или кодовыми замками. То же самое, относится к дверям, ведущим к подсобным, подвальным и чердачным помещениям. Двери в подвал и на чердак где доступ осуществляется с улицы необходимо укрепить, закрыть и ключи передать назначенному ответственному лицу. Подъезды, коридоры, холлы, лифты следует оборудовать пожарной сигнализацией.
Установка в коридорах учебного заведения системы видеонаблюдения и видеозаписи позволит вам выявить посетителя, “случайно” забывшего в здании школы портфель или сверток. При обнаружении таких предметов с ними следует обращаться очень осторожно: нельзя трогать, открывать, переносить с места на место, заливать водой, накрывать и т.п.
При анализе поступающей корреспонденции необходимо обращать внимание на ее внешний вид, особенно толщину конверта, целостность, жесткость и т.д. Необходимо опасаться конвертов и пакетов, сумок, коробок конфет со специфическим запахом, похожим на запах гуталина. Такую корреспонденцию и передачи нельзя вскрывать ни в коем случае – как правило, взрывное устройство срабатывает на вскрывание.
При обнаружении подозрительных писем, бандеролей, посылок, информируйте об этом правоохранительные органы, обесточьте помещение, выключите газ в помещениях столовой, спокойно и без паники эвакуируйте учащихся и персонал, а также необходимые документы.
Эвакуация
Сообщение об эвакуации может поступить не только в случае обнаружения взрывного устройства и ликвидации последствий совершенного террористического акта, но и при пожаре, стихийном бедствии и т.п.
Получив сообщение от представителей властей или правоохранительных органов о начале эвакуации, соблюдайте спокойствие и четко выполняйте их команды.
Учащимся и персоналу учебного заведения необходимо взять личные вещи, документы, деньги и ценности, отключить электричество, воду, обязательно закрыть входные двери в классы, подсобные помещения на замок.
Не допускайте паники и спешки. Помещение покидайте организованно.
Возвращайтесь в покинутое помещение только после разрешения ответственных лиц.
Помните, что от согласованности и четкости ваших действий будет зависеть жизнь и здоровье многих людей.
Действия при взрыве
Если произошел взрыв - не смотреть на его последствия, упасть на пол в согнутой позе, стараясь не оказаться вблизи окон, витрин, витражей, стеклянных шкафов.
Если здание стало рушиться, то укрыться можно под главными стенами, потому что травмы чаще всего наносят перегородки, потолки, люстры.
Если здание тряхнуло, не надо выходить на балконы, пользоваться лифтами, касаться включенных электроприборов. Оказавшись в темноте, не стоит тут же чиркать спичками, т.к. могла возникнуть утечка газа.
Выходить из здания надо, прижавшись спиной к стене, особенно если придется спускаться по лестнице. Надо пригнуться, прикрыть голову руками сверху, т.к. чаще всего сыпется битое стекло и обломки.
Оказавшись на улице, отойдите от здания, при этом надо следить за карнизами и стенами, которые могут рухнуть. Ориентироваться надо быстро и осторожно, что трудно - когда здание рушится, поднимается густая туча пыли, она сама по себе способна породить панику, люди начинают метаться, обрушивая то, что еще может держаться.
О действиях педагогического коллектива и учащихся лицея при возникновении угрозы террористического акта на территории учебного заведения.
В современном мире достаточно часто имеют место акты терроризма, исключением не является и Россия. Наиболее уязвимыми объектами для террористов являются места с массовым пребыванием граждан, в том числе учебные и дошкольные учреждения. К сожалению, не всегда возможно выявить и предотвратить готовящееся преступление такого рода. В связи с чем, школьникам, педагогам и учителям необходимо проявлять бдительность.
На территории учебных заведений в обязательном порядке, должен быть организован пропускной режим, административное здание необходимо оборудовать техническими средствами, затрудняющимися доступ в помещение посторонних лиц (металлические двери, тревожная кнопка и т.д.).
Кроме вышеуказанных мер предосторожности, учащиеся и педагогический коллектив должны знать порядок действия при возникновении угрозы террористического акта.
1. В случае обнаружения на территории учебного заведения предметов, имеющих вид взрывного устройства, необходимо:
УВАЖАЕМЫЕ УЧАЩИЕСЯ И ПЕДАГОГИ!
От Вас и Ваших грамотных действий зависит Ваша жизнь, жизнь и здоровье окружающих Вас детей и сотрудников.
Инструкция по обеспечению мер антитеррористической безопасности
Руководитель обязан:
организовать, постоянно контролировать соблюдение пропускного режима, обеспечивающего:
определить и довести до сведения педагогического коллектива, технического персонала, учащихся и воспитанников сигнал, оповещающий о проведении немедленной эвакуации из помещения учебного заведения, ДОУ;
распределить действия, пути и место эвакуации каждого педагога с учащимися и воспитанниками. Назначить ответственных за обеспечение возможности эвакуации через запасные выходы;
провести с персоналом учебного заведения, учащимися и воспитанниками теоретические и практические занятия по отработке: эвакуации из учебного заведения, ДОУ; по приобретению навыков владения штатными средствами пожаротушения; по приобретению навыков поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
обеспечить контроль:
немедленно сообщать в территориальное отделение полиции о проведении в помещении и на территории учебного заведения, ДОУ заранее не согласованных строительных и ремонтных работ;
в дневное и ночное время исключить нахождение на территории учебного заведения, ДОУ автотранспорта, за исключением автотранспорта, осуществляющего доставку продуктов питания и иных необходимых грузов на время его разгрузки;
при доставке в учебное заведение продуктов питания на ином транспорте или новым водителем – до приема груза, через учреждение, обеспечивающее снабжение и доставку питания, уточнить марку автомобиля и данные водителя. При несовпадении немедленно сообщить в территориальный отдел полиции;
силами технического персонала учебного заведения, сторожей обеспечить постоянный контроль за наполняемостью урн, ниш внутри и вне помещения, в которые может быть произведена закладка взрывного устройства. При обнаружении в помещении бесхозных пакетов, сумок немедленно исключить доступ к ним посторонних лиц и сообщить в полицию;
при проведении в учебном заведении, ДОУ массовых мероприятий за неделю до проведения информировать территориальное отделение полиции для организации совместных мероприятий по осуществлению пропускного режима и охране общественного порядка;
при получении любой информации, связанной с террористическим актом, немедленно сообщать в территориальный отдел полиции.
Телефоны
Видеоролики Информационной кампании по противодействию терроризму (Перейти)
На сайте министерства внутренней, региональной и муниципальной политики правительства Нижегородской области в разделе «Противодействие экстремизму и терроризму» размещены видеоролики направленные на формирование у граждан нетерпимости к экстремисткой и иной деструктивной идеологии. Ознакомиться с ними можно по ссылке.
С видеоматериалами, размещенными на сайте Национального антитеррористического комитета в разделе «Документальные фильмы» можно ознакомиться по ссылке.
Информационные материалы, направленные на формирование у граждан нетерпимости к экстремисткой и иной деструктивной идеологии, противодействие терроризму разработанные Центром по противодействию экстремизма Главного управления МВД России (ссылка1, ссылка2, ссылка3).